Извара

  • Будьте добры, помогайте всюду, где можете помочь во имя добра, и верьте в светлое будущее Родины.
    Н. Рерих

Краткая информация по туру

Турфирма: Эклектика

Дата поездки: 24.09.2017

Основные пункты путешествия: мастерская А. Куинджи — сад «Василеостровец» — Общество поощрения художеств — Извара

Большой интерес к жизни и творчеству Николая Константиновича Рериха у меня появился, пожалуй, после поездки на Тибет в 2011 году, когда я собственными глазами увидела когда-то вдохновившие его пейзажи и убедилась в том, что яркие краски, использованные художником, обусловлены вовсе не фантазией, а лишь желанием Рериха передать истинную красоту тех мест. Спустя несколько лет в Петербурге прошла выставка из серии «Ожившие полотна», посвящённая Рериху, во время посещения которой я будто бы вновь оказалась на Тибете — впечатление было настолько сильным, что я просмотрела несколько сеансов подряд и никак не могла уйти… Гималайские пейзажи меня завораживают; начинает казаться, что если долго-долго всматриваться в них, то можно увидеть что-то скрытое, прикоснуться к тайне.

Потом я ещё посетила музей-институт семьи Рерихов, находящийся на Васильевском острове, побывала на Алтае, куда художник с семьёй приезжал в рамках своей этнографической экспедиции, и, вот, наконец, собралась на экскурсию в Извару, где прошли детские годы Н.К. Рериха.

Города и достопримечательности

Экскурсия по городу

Наша экскурсия стартовала в 10 утра от Гостиного двора, вела её экскурсовод Елена Царёва.

В самом начале экскурсии мы отправились на Васильевский остров, с которым была очень тесно связана вся жизнь Рериха в Санкт-Петербурге. Остановились на Биржевой линии, у дома, где когда-то находилась мастерская Архипа Ивановича Куинджи — учителя Николая Рериха; сегодня там располагается музей-квартира великого русского пейзажиста. Елена рассказала про студенческие годы Рериха: исполняя волю отца-нотариуса, Николай Константинович поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет, но одновременно с этим стал также студентом Императорской Академии художеств, в которой учился по вечерам.

Поступая в Академию, Рерих изначально хотел попасть в ученики к Илье Репину, но набор к нему был уже завершён и наставником Рериха стал Куинджи. Вскоре после одной неприятной истории Куинджи выгнали из Академии Художеств (надо сказать, совершенно незаслуженно!), однако дипломным руководителем Рериха он всё равно остался. Дипломная работа Николая Константиновича под названием «Гонец» получила очень высокую оценку критиков и позднее была приобретена П. Третьяковым.

С Биржевой линии мы переместились в сад «Василеостровец», где в 2010 году художнику установили большой памятник из карельского гранита.

Покидая Васильевский остров, мы ещё проехали мимо дома Боткина, в котором сейчас размещается музей-институт семьи Рерихов, и мимо здания бывшей гимназии Карла Мая, чьими выпускниками являлись два поколения Рерихов. Первые годы обучение в гимназии осуществлялось целиком на немецком языке. Успеваемость у Рериха была средняя: русский язык и литература — 4, закон Божий — 4, математика — 3, история — 5.

Местом нашей следующей остановки стал дом Страхового общества «Россия», украшенный мозаикой на тему «Русский север», сделанной по эскизам Рериха. В середине прошлого века эти украшения были утеряны, но в 2008-2009 годах их восстановили по сохранившимся фрагментам и фотографиям.

Рядом с этим домом находится здание Императорского общества поощрения художеств, в комитете которого Николай Константинович с 1901 по 1906 гг. работал в качестве секретаря. На фасаде висит мемориальная доска, информирующая о том, что Николай Рерих жил и работал здесь на протяжении почти 12 лет.

На момент нашего визита в здании проходила какая-то выставка, посвящённая Леонардо да Винчи, поэтому вход внутрь осуществлялся по билетам. Однако нам всё-таки разрешили свободно пройти наверх, чтобы бегло посмотреть интерьер и заглянуть в кабинет, где работал Рерих. Наибольшую ценность в этом кабинете представляет деревянный потолок, сохранившийся с тех самых времён.

Посетив общество поощрения художеств, мы, наконец, отправились в Извару — поселение в Волосовском районе Ленинградской области, где находится музей-усадьба Николая Рериха. Отправляясь на эту экскурсию, я, честно говоря, предполагала, что мы сразу именно туда и поедем, но фактически в Изваре мы оказались лишь к трём часам дня. Впрочем, времени там всё равно было с избытком, так что переживать на сей счёт не стоило.

Извара

Дорога из центра Петербурга заняла около полутора часов; за это время наша гид Елена успела рассказать массу интересных фактов из жизни художника, в том числе историю его знакомства с будущей женой Еленой Шапошниковой, о проблемах Рериха со здоровьем и о том, как он, сам того не желая, вдруг оказался за границей. Потом были многочисленные успешные выставки за рубежом, принесшие художнику мировую славу, большая Центрально-Азиатская экспедиция, сложные отношения с большевиками, непродолжительное возвращение на родину и работа над т.н. Пактом Рериха, направленным на защиту культурных ценностей во время военных действий. Позднее этот Пакт лёг в основу Гаагской конвенции. Последние годы жизни Николая Рериха прошли в Индии, в местечке под названием Кулу; в своём стремлении вернуться в Россию художник предпринял множество попыток получить советскую визу, но каждый раз ему либо отказывали, либо просто не отвечали. В 1947 году после очередного обострения болезни лёгких Рерих умирает, и его тело сжигают на погребальном костре — в соответствии с индийской традицией.

По прибытии в Извару Елена дала нам полчаса свободного времени на то, чтобы перекусить (еду нужно брать с собой, т.к. в Изваре никаких кафе нет), после чего мы пошли на экскурсию по усадьбе художника в сопровождении местного гида.

Имение в Изваре принадлежало отцу Николая Рериха и находилось во владении семьи до 1900 года, когда Николай Константинович продал его железнодорожнику Верландеру и на вырученные деньги поехал учиться во Францию. Здесь прошли детские годы Рериха, оказавшие определяющее влияние на всю его последующую жизнь; как писал Николай Константинович, «всё особенное, всё милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре».

Музей в Изваре работает с 1984 года. Экспозиция усадьбы включает в себя три оригинала картин Рериха: «Папоротники» (одна из первых работ художника), этюд с видом из окна дома на Университетской набережной и эскиз фрески «Вечер богатырства Киевского». Кроме того, в комнатах можно увидеть личные вещи Рериха и несколько подлинных предметов мебели того времени, действительно принадлежавших семье художника (например, необычные угловые кресла с красной обивкой). На стенах развешано множество фотографий, которые знакомят посетителей с большой рериховской семьёй и позволяют проследить практически все этапы жизни Рериха до его самых последних дней в Индии.

Само название «Извара» пошло от названия древнего поселения Взвар, существовавшего на этом месте уже в XVI веке, и, по одной из версий, переводится как «большая гора», т.к. в окрестностях расположено много курганов. Однако Рериху больше нравилось другое объяснение: в одной из бесед художника со своим другом Рабиндранатом Тагором последний отметил сходство названия усадьбы с именем индийской богини плодородия Иштвар, и с тех пор Николай Константинович считал, что название «Извара» непременно имеет индийские корни.

Экскурсия по усадьбе длилась один час, после чего мы отправились на прогулку по парку и дошли до истока речки Изварки. Погода, кстати, в этот день выдалась просто на редкость удачная: тёплая (около 20 градусов), солнечная и сухая. На небе не было ни облачка! Свободного времени после окончания экскурсии у нас оставалось предостаточно — почти два часа (!) — так что можно было и окрестности осмотреть, и позагорать на ласковом сентябрьском солнышке…

Рядом с усадьбой Рериха находится церковь Казанской Иконы Божьей Матери, встроенная в здание Училищного дома земледельческой колонии. Церковь действующая, в неё можно зайти и при желании поставить свечку или приобрести что-то из церковной продукции. Здание церкви построено в начале XX века в стиле модерн.

В целом места в Изваре, конечно, красивые, но всё же не настолько живописные, как я ожидала. Отправляясь сюда, я представляла себе огромный парк с вековыми деревьями, впечатляющие панорамные виды, однако ничего такого здесь не обнаружила. Но всё равно, даже несмотря на это небольшое разочарование, мне очень приятно было здесь погулять, пошуршать опавшими листьями на аллеях и полюбоваться игрой солнечных лучей в ещё зелёных кронах деревьев.

Погода

Как я уже написала выше, с погодой в этот день нам несказанно повезло, хотя утром было довольно зябко и пасмурно. В дождь впечатления, конечно, были бы не те.

Экскурсии в Извару проходят круглогодично, так что при желании туда можно попасть в любое время года, но как по мне, то для поездки лучше всё-таки выбирать тёплую и солнечную пору.

Организация

Питание

Питание на данной экскурсии не предусмотрено и никаких кафе в Изваре поблизости нет, поэтому еду необходимо брать с собой. Особо нетерпеливые начинают подкрепляться ещё в автобусе, но это необязательно: в Изваре даётся достаточно времени, чтобы спокойно перекусить на свежем воздухе за специально оборудованными для этой цели столами.

В качестве рекомендации: я на месте организаторов организовала бы в усадьбе совместное чаепитие с какими-нибудь пустяковыми конфетками-печенюшками — пусть экскурсия станет чуточку дороже, но зато такое приятное дополнение станет её изюминкой, которая, возможно, даже поможет привлечь больше туристов.

Транспорт

Экскурсия проходила на микроавтобусе — ввиду небольшого числа туристов. И видно, и слышно было хорошо, водитель ехал спокойно — в общем, всё прошло отлично и без происшествий.

Работа гидов

Гид Елена Царёва отработала программу очень хорошо: она много и интересно рассказывала, показала некоторые места в городе, связанные с именем Рериха, о которых я до этого дня и не знала, сориентировала в Изваре — куда прогуляться в свободное время. Речь её, правда, не была лишена ошибок, и иногда Елена перескакивала с одного на другое — но это лишь изредка. Главное, что после её экскурсии у меня в голове из полученной информации сложилась цельная картина, а это всегда означает, что гид был хороший.

Экскурсовод по усадьбе тоже очень старался увлечь публику своим рассказом, но многое мы уже успели услышать от Елены, так что кое-где получилось повторение. Но зато запомнилось всё лучше, так что я не в обиде :)

Итоги

Достоинства поездки: высокая информативность, много свободного времени для отдыха на природе.

Недостатки поездки: отсутствие питания.

Оценка путешествия по 5-балльной шкале и рекомендация

Общая организация – 5

Продуманность маршрута – 5

Услуги гида – 5

Питание – неприменимо

Транспортное обслуживание – 5

Рекомендация:

Я всем очень рекомендую съездить на экскурсию в Извару в сопровождении хорошего гида — Вы, во-первых, узнаете много нового о жизни и творчестве Рериха, а во-вторых, сможете отлично отдохнуть от городской суеты, гуляя по окрестностям усадьбы.


BELMAR — С ЛЮБОВЬЮ К РОССИИ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *