Сокровища Селигера

• Издалека долго течёт река Волга,
    Течёт река Волга - конца и края нет...
    Среди хлебов спелых, среди снегов белых
    Течёт моя Волга, а мне уж тридцать лет...
    Л. Ошанин

Краткая информация по туру

Турфирма: Атлас

Даты поездки: 16-20.08.2010

Основные пункты путешествия: Валдай – село Медное – Осташков – Нилова пустынь – Волговерховье – озеро Селигер — Торжок

Моей давней мечтой (ещё со школы) было увидеть исток Волги – тот маленький ручеёк, который потом превращается в великую русскую реку. Находится он в Тверской области, в деревне Волговерховье. Порывшись в Интернете, я нашла интересный тур – «Сокровища Селигера», в пятидневную программу которого входила и поездка на исток Волги. Узнав, куда я собираюсь, ко мне присоединились родители, и ранним утром 16 августа мы отправились в путешествие – на автобусе, от станции метро «Московская».

Города и достопримечательности

Иверский монастырь

Первым пунктом, куда мы прибыли с экскурсией был Иверский Святоозёрский Богородицкий мужской монастырь, что находится в 10 км от города Валдай Новгородской области. На территории монастыря можно посмотреть красивейший Успенский собор, надвратную церковь Михаила Архангела, трапезную и другие постройки.

Весь комплекс очень светлый, вокруг тишина и покой, и всё бы хорошо…, если бы не наш проводник. Экскурсию по монастырю для нас проводил очень суровый и агрессивно настроенный батюшка, который был недоволен всем: нами, нашими вопросами, неправедным образом жизни, который мы все ведём, неправильным, на его взгляд, летоисчислением, да ещё, ко всему прочему, он явно имел проблемы с русским языком. В общем, вместо экскурсии пришлось слушать нравоучения. Но впечатление от посещения Иверского монастыря ни в коем случае не испортилось: благодать этого места просто не даёт уехать оттуда в плохом настроении.

Село Медное

Село Медное расположено в Тверской области, на реке Тверце; население насчитывает около 2,8 тыс. жителей (по состоянию на 2008 г.; здесь и далее – данные Википедии).

Чем же оно так знаменито, что сюда постоянно привозят туристские группы? Дело в том, что несколько лет назад в селе была открыта семейная итальянская сыроварня, на которой можно не только попробовать разные виды сыров, но и покормить местную живность – коров, лошадей, щенков и даже страусов.

Перед дегустацией этих самых сыров небольшую экскурсию по ферме для нас провела сама хозяйка – русская, вышедшая замуж за итальянца и привезшая его в Россию – развивать агротуризм. На территории всё очень простенько, без изысков, но чисто и порядок везде. Дегустационный же зал выглядит прямо по-ресторанному: массивные стулья, резные шкафчики, картины на стенах – в деревне смотрится немного нелепо, но тут уж дело вкуса.

А у вкуса был настоящий праздник: я, как большой любитель сыра, была в восторге от предложенных лакомств; мало только, конечно, дегустация ведь — не обед. Перед каждым из нас на тарелке были выложены девять видов сыров, по часовой стрелке – от самого мягкого до самого твёрдого. У каждого – своё название (рикотта, бутирра, бурратина, моццарелла, юнкатта, качиотта и ещё какие-то), вкус бесподобен, особенно мне понравились мягкие, творожные сыры. Пока мы вкушали, хозяйка рассказывала про каждый вид сыра: из чего и как его делают, сколько он выдерживается, с чем лучше сочетается. Запивать можно было вином (за свои деньги, правда) или водой. А в конце подали чай с итальянскими десертами: профитролями и пирожными с кремом тирамису. Это невозможно вкусно!

Все эти и другие изготавливаемые на ферме продукты (масло, молоко, сметану) можно было купить в их магазинчике, но, к сожалению, мягкие сыры долго не хранятся (по этой причине их почти никуда не возят продавать), и довезти их до дома было бы нереально, так что мы ничего не купили :(

С того времени прошло уже четыре года, и я не знаю, существует ли эта итальянская сыроварня по сей день – честно говоря, у меня были сомнения относительно успешности проекта. Но я искренне надеюсь, что ферма работает и бизнес, ну если не процветает, то хотя бы как-то держится, потому что сама идея развития у нас агротуризма мне очень нравится. Если кто там был – пишите о своих впечатлениях, было бы интересно узнать, как там сейчас дела. А тем, кто не был, очень советую съездить, посмотреть и обязательно попробовать :)

Из села Медного мы поехали к озеру Селигер – размещаться на базе отдыха «Сокол». Условия проживания оказались не ахти, но об этом поподробнее напишу в соответствующем разделе в конце статьи. На следующий день нас ждала насыщенная программа: посещение Осташкова, Ниловой пустыни и истока Волги, ради которого всё и затевалось.

Осташков

Осташков – город в 190 км от Твери, расположенный на берегу южной части озера Селигер. Население – около 17 тыс. чел. (2013).

Своё название город получил в честь рыбака Евстафия (Осташко). В Осташкове вообще многое связано с рыбой и рыбалкой, ведь рыболовство исстари было главным занятием местных жителей. Так, на гербе города изображён двуглавый орёл (как символ покровительства императрицы) и три рыбы; и в своё время именно в Осташкове начали делать непромокаемые рыбацкие сапоги.

Город Осташков также является родиной партизана Константина Заслонова, памятник которому установлен на Привокзальной площади.

Основной достопримечательностью Осташкова является собор Живоначальной Троицы, в котором располагается краеведческий музей. Музей довольно интересный, там можно посмотреть на коллекцию самоваров XIX-XX вв., коллекцию прялок, произведения изобразительного искусства. Со смотровой площадки колокольни Троицкого собора открывается живописный вид на город и озеро Селигер. Желающие могут ударить в колокол :)

Но в целом Осташков производит грустное впечатление: всюду разруха, памятники архитектуры находятся в плачевном состоянии – видимо, средств на реставрацию нет вообще. Может, с тех пор, как мы там были, что-то изменилось к лучшему – не знаю, четыре года назад всё было очень плохо.

Совсем недалеко, в 25 км к северу от Осташкова находится мужской монастырь Нилова пустынь – следующий пункт нашего путешествия.

Нило-Столобенская пустынь

Нило-Столобенская пустынь расположена на острове Столобный, где с 1528 по 1555 годы в келье жил преподобный Нил. После смерти преподобного, в 1594 году иеромонахом Германом там был основан монастырь.

На территории пýстыни можно увидеть памятник преподобному Нилу. Как нам рассказали, его особым подвигом было то, что Нил никогда не ложился, дав обет нележания, и даже спал, подвешивая себя на верёвках за плечи.

Комплекс Ниловой пýстыни включает в себя Богоявленский собор, Крестовоздвиженский храм, Надвратный храм во имя святых апостолов Петра и Павла, Надвратный храм преподобного Нила. Мы с экскурсией были только в Богоявленском соборе, где хранятся мощи святого Нила. Мощи чудотворные – считается, что они особенно помогают при болезнях ног. Сам храм отреставрирован и предстаёт перед приезжающими туристами и паломниками в полном блеске. За дополнительную плату (что-то около 100 рублей, по-моему) можно подняться на колокольню и насладиться прекрасным видом на весь ансамбль монастыря и озеро Селигер – это действительно очень красиво и того стоит.

Пробыли мы в Ниловой пýстыни совсем немного, всего час-полтора, хотя место, конечно, заслуживает более вдумчивого к себе отношения. Но нам надо было торопиться дальше, т.к. предстоял неблизкий путь к истоку Волги, в том числе километров десять по очень плохой дороге. Мы сделали последние фотографии на фоне Богоявленского собора и покинули это святое место.

Исток Волги (Волговерховье)

Через несколько часов езды по не самым хорошим дорогам мы добрались до деревни Волговерховье, где с одного из родников берёт начало великая русская река Волга. Исток Волги обозначен небольшой часовней, к которой можно подойти по мостику. Внутри часовни – что-то вроде колодца, ведущего к водоёму, из которого, собственно, река и начинается. В колодец бросают монетки – видимо, на счастье.

К сожалению, в засушливое лето ручей, вытекающий из этого водоёма, пересыхает — так было и в наш приезд, поэтому увидеть, как же зарождается Волга, не удалось. Канавка, по которой должна течь вода, вся была сухая – эх, а я так хотела сфотографироваться, стоя одновременно на двух берегах Волги… Ну не судьба, значит. Так что если Вы действительно хотите увидеть в этом месте «реку», надо приезжать весной-осенью или выбирать дождливое лето :)

Около мостика, ведущего к часовне, стоит камень, слова на котором гласят: «Путник! Обрати взор свой на Волги исток! Здесь зарождается чистота и величие Земли Русской. Здесь истоки души народной. Храни их».

Здесь же рядом находится кирпичный Спасо-Преображенский собор Волговерховского женского монастыря, основанного в 1912 году. В соборе можно подняться на колокольню и посмотреть на окрестности с высоты. Сохранилась также и Никольская церковь, у которой установлен памятник святителю Николаю (Чудотворцу): он стоит в деревянной лодке и как бы осеняет всех крестным знамением.

Пробыли мы у истока Волги около часа – этого вполне достаточно, чтобы всё осмотреть. Место необыкновенное, и тот факт, что ручей летом иногда пересыхает, вовсе не делает его менее значимым. Я думаю, каждый русский человек должен, по возможности, там побывать.

Исток Волги – это, на мой взгляд, памятник общенационального значения, однако, на момент нашего пребывания там людей было не очень много – наверное, мало кто знает о нём, да и ехать далековато. С одной стороны, хорошо, что не было толпы – никто не мешал созерцать природу, но с другой стороны, исток великой русской реки заслуживает гораздо больше внимания. Искренне надеюсь, что когда-нибудь это место облагородят и оно займёт достойное место в списке памятников природы России.

Озеро Селигер и остров Хачин (лодочный поход)

Следующий день по программе был свободный, и мы записались на лодочный поход к острову Хачин – самому большому на Селигере. Это мероприятие предполагало почти полтора часа гребли на лодках до острова, приготовление там обеда на костре из взятых с собой продуктов (даются на турбазе), пешеходную экскурсию по внутренним озёрам острова (с купанием) и возвращение на лодках на базу. Как мы на такое решились, до сих пор не понимаю, но факт остаётся фактом.

Итак, наступило утро 18 августа. Позавтракав, мы получили все необходимые продукты для обеда на острове (воду, овощи, рис, гречу, сгущённое молоко, чай, печенье и пр.) и начали грузиться на лодки. Перед этим нас распределили на группы из расчёта 4-5 человек на лодку – всего получилось 6 экипажей, кажется. С нами в поход отправлялся проводник Евгений – местный старожил, производящий впечатление человека бывалого и знающего местность как свои пять пальцев.

Прогноз погоды на день был хороший, но мы всё-таки решили уточнить план действий на случай внезапного дождя; Евгений заверил группу, что в таком случае всех заберут катера, поэтому можно на сей счёт не волноваться.

Надев обязательные спасательные жилеты, наши лодочные команды двинулись в путь. Гребли долго, почти полтора часа. Те, кто не грёб, могли любоваться красотой окружающих пейзажей.

Озеро Селигер имеет ледниковое происхождение и отличается очень прозрачной водой; по одной из версий, название «Селигер» в переводе с финского как раз и означает «чистый, прозрачный». На озере более 160 островов и 24 плёса; самый большой остров – Хачин, на нём, в свою очередь, расположено 13 внутренних озёр (в т.ч. два Белых, Щучье и другие). Остров разделяет на две части искусственная протока Копанка, прорытая монахами Ниловой пýстыни для сокращения водного пути.

Добравшись до Хачина где-то к 12 дня, мы разгрузили лодки и начали готовить обед: развели костёр, помыли и нарезали овощи, заварили чай. Некоторые мужчины, в т.ч. мой папа, пошли на рыбалку. Обед получился вполне сносный: щи, греча (с тушёнкой, по-моему), чай с печеньем – по-походному, короче говоря. Отдохнув, мы пошли на экскурсию вглубь острова, ведомые Евгением. Шли лесными тропинками, выходя иногда на берег: с одного места открывался замечательный вид на Нилову пустынь – красота! Дорога оказалась длинной – только через два часа мы дошли до Щучьего озера, которым, в общем-то, всё и ограничилось. Но всё равно было здорово: место потрясающее, вода прозрачная и тёплая – все с удовольствием поплавали и пофотографировали. Погода тоже радовала: было солнечно и тепло, но не жарко.

Тем временем, пришла пора возвращаться к месту нашей стоянки, т.к. на часах было уже около полшестого вечера. Вот тут-то и началось самое интересное. Во-первых, начали сгущаться тучи. Во-вторых, Евгений заявил, что мы пойдём обратно другим путём, напрямик – так, дескать, быстрее будет. Пошли. И дождь тоже пошёл. Шли прямо по лесу – по корням, по мокрому мху, рискуя каждую секунду поскользнуться и напороться на что-нибудь острое. Шли долго, а лодок всё не видать. Тут предусмотрительные люди достали навигатор, и оказалось…, что мы идём совсем не в том направлении! Евгений сначала протестовал, ссылаясь на своё знание местности и ошибки приборов (!), но потом всё же сдался. По приборам мы дошли-таки до стоянки, уже насквозь промокшие. Пережидали дождь под наспех поставленными навесами из плёнки, которые постоянно падали и, в принципе, были бесполезны, т.к. вокруг всё было в воде.

Тут мы вспомнили про обещанные катера – Евгений кому-то звонил, о чём-то долго договаривался, и в итоге на остров приехал один маленький катер, чтобы забрать детей. Остальным предстояло выливать из лодок воду и добираться самостоятельно. По времени было уже полдесятого, т.е. смеркалось, а пока погрузились, и вовсе стемнело. Представление о том, куда плыть, было очень смутным, т.к. по дороге на остров мы ориентировались на проводника, а сейчас решили его не ждать — всё равно ничего не видно. Но ориентир, к счастью, нашёлся: рядом с турбазой стояла какая-то башня с огоньком (маяк, не маяк – не помню), на неё и гребли. Вернулись уже совсем поздно, мокрые и ну не то, чтоб злые, но… ну, в общем, вы понимаете, наверное.

На этом, однако, злоключения не закончились. Ночью маме стало плохо: она, видимо, отравилась тем обедом на острове, а точнее – овощами, которые мылись прямо в озере, рядом с лодками. Отравление было настолько серьёзным, что мама пролежала с температурой весь следующий день (хорошо, что мы ещё не уезжали!) и потом ещё несколько дней приходила в себя. Отдых, в общем, был испорчен.

Такой вот оказался лодочный поход – та ещё авантюра. Общий уровень организации и профессионализм проводника явно оставляли желать лучшего; надеюсь, что тем, кто был после нас, повезло больше. Ну а нам зато есть, что вспомнить… ;)

Никола-Рожок

День 19 августа у нас также был свободным, но настроение омрачало мамино состояние. Температуру удалось немного сбить, но ни на какие экскурсии мама ехать, естественно, не могла и весь день пролежала в номере. Хорошо хоть в местной аптеке нашлась «Смекта», постепенно облегчающая последствия отравления. Оставив маму поправляться, мы разошлись: папа пошёл на рыбалку, а я решила прогуляться до близлежащей церкви с необычным названием Никола-Рожок.

Раньше здесь находился Никольский монастырь в честь Николая Чудотворца, а приставка «Рожок» возникла от формы полуострова, на котором стоит церковь – в виде изогнутого рога. Церковь посвящена Успению Пресвятой Богородицы; она расположена на живописном холме и украшена пятью главками. Рядом – традиционная колокольня. Внутри тоже всё очень красиво, но строго: вход для женщин только в юбках и с покрытой головой. Там есть, что посмотреть, поэтому зайти стоит; если же в саму церковь не идти, то советую хотя бы сделать её фотографии – они непременно украсят Ваш фотоальбом.

Папа, тем временем, уже наловил немало подлещиков и останавливаться не собирался, т.к. клевало хорошо, и он был просто счастлив. Мне тоже хотелось провести этот день с пользой, поэтому я взяла билет на теплоходно-пешеходную экскурсию к вершине Селигера — в Залучье.

Залучье

Экскурсия к так называемой вершине Селигера – одна из самых дорогих, билет стоил около 500 рублей, но это вполне оправдано. Программа рассчитана на 6 часов и предполагает прогулку на теплоходе к месту первого славянского городища, подъём на самую высокую точку Валдайской возвышенности и посещение деревянного храма Преображения.

С гидом по маршруту нам очень повезло. Пока мы шли на теплоходе к Залучью (2,5 часа, по-моему), она подробно рассказала про озеро Селигер и его роль в жизни древних славян, познакомила нас с легендами, связанными с озером, прочитала стихи разных поэтов о Селигере.

Прибыв к месту высадки, мы сошли с теплохода и начали потихоньку подниматься по тропинке наверх – к вершине Валдайской возвышенности. Здесь в древности и находилось Берёзовское городище и город Берёзовец. Вид сверху — такой, что не оторваться; просматривается всё: и озеро, и посёлки внизу, и изящный деревянный храм Преображения, к которому мы потом спустились. На Берёзовском городище похоронен погибший здесь в 1942 году в бою командир полка армии Блюхера генерал-майор Шевчук Иван Павлович. Над его могилой установлен скромный обелиск.

Деревянный храм Преображения построен совсем недавно. Заложен он был в 2000 году, с тем чтобы впоследствии восстановить на этом месте храм Воскресения Христова и Рождества Богородицы, на что активно ведётся сбор средств. Посетив храм, налюбовавшись окружающими пейзажами и надышавшись чистейшим воздухом, мы двинулись в обратный путь.

Экскурсия на этом завершилась, и на теплоходе просто включили приятную музыку, чтобы веселее было возвращаться. Поездка получилась очень познавательной, так что всем могу посоветовать выбирать именно её, если хочется получше узнать Селигер и окрестности.

Торжок

Наступил последний день нашего путешествия – мы покидали базу отдыха «Сокол» и уезжали в Торжок. Маме, к счастью, стало легче, так что окончание поездки прошло спокойно и по Торжку мы гуляли все вместе.

Город Торжок стоит на реке Тверце и находится в 64 км к северо-западу от Твери. Площадь города – 58,8 км², население – около 47 тыс. чел. (2014).

Торжок впервые упоминается в летописях в 1139 году. В XII-XIII веках это был крупный торговый город, называвшийся Новый Торг. После ссоры с новгородским князем его переименовали в Торжок, однако жители и по сей день именуют себя по старинке — новоторами. В то время многие городские дома находились во владении крупных купцов, имевших деньги на каменное строительство. Так, до наших дней сохранился дом Кутафьева в стиле барокко, что стоит на Торговой площади – в нём сейчас располагается администрация Торжка.

В целом, город производит очень приятное впечатление, особенно мне понравилась набережная Тверцы: небольшие каменные дома (на два-три этажа), выходящие фасадами на реку, смотрятся благородно и изящно.

Многие здания Торжка построены по проекту знаменитого архитектора Львова, авторству которого принадлежит также Приоратский дворец в Гатчине, здание Почтамта в Петербурге и другие заметные постройки. Бюст архитектору установлен на Центральной площади города. Главное творение Львова в Торжке — собор Борисоглебского монастыря, куда мы направились далее с экскурсией.

Борисоглебский мужской монастырь считается древнейшим в Тверской области, он был основан предположительно в 1038 г., т.е. ещё до первого упоминания о Торжке. В годы советской власти монастырь долгое время использовали как тюрьму, что нанесло непоправимый ущерб архитектурному ансамблю. В 90-х началось постепенное возрождение монастыря, однако сделано пока очень мало, да и с настоятелями там как-то сложно: с 1993 года их сменилось уже трое.

После Борисоглебского монастыря экскурсовод повела нас к ещё одному храму – деревянной церкви Вознесения, освящённой в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Она тогда находилась на реставрации, но вход был открыт. Церковь интересна тем, что внутри сохранились росписи XVIII века, а также очень красивые старинные иконы.

Недалеко от церкви Вознесения находится Михайловская церковь, с синими куполами, украшенными звёздочками. На её посещение время не предусматривалось, поэтому мы только сделали несколько фотографий.

Ну и в завершение нашего знакомства с Торжком, мы заехали в школу золотного шитья, которая была основана ещё в конце XIX века и по праву является предметом гордости местных жителей. Здесь для нас провели прекрасную – очень подробную и интересную – экскурсию по музею, рассказали об истории ремесла, показали работы лучших выпускников училища.

Торжокское золотное шитьё, как промысел, известно с XIII века. Наиболее активно оно начало развиваться при Екатерине, которая считала, что подобным рукоделием должны заниматься только красивые девушки, и потому их специально отбирали по всей России для обучения мастерству шитья. Представленные в музее работы, вне всякого сомнения, заслуживают восхищения: сколько терпения и труда нужно вложить, чтобы получилась такая красота! Кроме вышивания, учащиеся также шьют платья и занимаются резьбой по дереву – образцы готовых изделий тоже можно увидеть в музее.

В общем, Торжокская школа золотного шитья – училище уникальное (нигде в России такого больше нет), так что посетить его, будучи в Торжке, надо непременно.

Программа же нашего путешествия была на этом исчерпана, и к вечеру мы вернулись домой в Петербург.

Погода

С погодой нам, можно сказать, повезло, если, конечно, не брать во внимание ливень в том злополучном лодочном походе. Первые дни было очень тепло, и нам удалось даже искупаться в Селигере – на пляже от нашей базы отдыха. Резко похолодало только в последний день, когда мы уезжали в Торжок, поэтому пришлось утеплиться. Так что август можно считать подходящим месяцем для такого путешествия; в июле, думаю, было бы слишком жарко.

Организация

Проживание

Как я уже писала выше, условия проживания оказались хуже, чем мы ожидали. База отдыха «Сокол» размещается в здании старого советского пансионата, который уже давно требует капитального ремонта. Номера крошечные, кровати доживают последние дни, вокруг наблюдается какая-то общая неустроенность. При этом само место очень живописное, и при желании здесь можно было бы построить хороший санаторий или пансионат, который пользовался бы бешеным спросом. Пока же расчёт, видимо, делается на самых непритязательных туристов, готовых закрыть глаза на всё ради общения с удивительной природой Селигера.

Питание

Питание на турбазе было трёхразовое: завтрак, обед и ужин – как полагается. Но вот невкусно совсем, такая дешёвая столовская еда. Я понимаю, конечно, что на турбазах особенных «разносолов» ожидать не приходится, но мне кажется, что можно всё-таки улучшить качество и как-то разнообразить меню. Впрочем, для непритязательного туриста и так сойдёт.

В последний день мы обедали в кафе в Торжке. Там тоже всё было простенько: салатик, бульон, по-моему, но зато мне очень понравились пожарские котлеты на второе – традиционное торжокское блюдо. Так понравились, что до сих пор вспоминаю. А вот названия кафе я, к сожалению, не запомнила – возможно, «Юрвес», но не факт, что оно.

Транспорт

Автобус по маршруту был неплохой, с кондиционером, ехали без приключений.

Работа гидов

Тут однозначно не скажешь, везде было по-разному. С положительной стороны могу отметить сопровождающих в Ниловой пустыни и Торжке и особенную благодарность выражаю гиду в теплоходно-пешеходной экскурсии в Залучье – получилось очень душевно. Также прекрасно были проведены экскурсии в селе Медном и школе золотного шитья в Торжке.

Жирную единицу заслуживает наш проводник в лодочном походе на Хачин: за личную неподготовленность и плохую организацию всего процесса. Здесь, правда, надо оговориться, что лодочный поход в программу тура не входил, поэтому его надо рассматривать как отдельную дополнительную экскурсию, предлагаемую на самой базе отдыха.

Остальное было либо на среднем уровне, либо просто не запомнилось.

Итоги

Достоинства программы: возможность посетить исток Волги, отдых на Селигере с самостоятельным выбором дополнительных экскурсий.

Недостатки программы: некомфортные условия проживания, однообразное питание на базе.

Оценка путешествия по 5-балльной шкале и рекомендация

Общая организация – 5

Продуманность маршрута – 5

Услуги гида – 4 (это средняя по больнице выходит, подробности – выше)

Условия проживания – 4 (некомфортно)

Питание – 4 (невкусно)

Транспортное обслуживание – 5

Рекомендация:

В целом, тур не из тех, что стоит рекомендовать. Программа хорошая, но всё это можно посмотреть, просто приехав на Селигер и выбрав соответствующие экскурсии (или вообще самостоятельно). А приехать на Селигер, разумеется, стоит – там есть, что посмотреть; главное – настроиться на общение с природой и не ждать какого-то особенного сервиса, не Европа всё-таки.

BELMAR — С ЛЮБОВЬЮ К РОССИИ!

Сокровища Селигера: Один комментарий

1. Елена

Жаль вам не удалось посетить на Селигере Оковецкий святой источник http://gorodomly.ru/wp-content/gallery/okoveckij-svyatoj-istochnik/DSC0062.JPG. Там тоже красиво. Я бы даже при нехватки времени исключил из списка посещаемых достопримечательностей сам Осташков в пользу источника. Но это мое мнение.